Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Ритейл: расшифровываем новый бизнес-термин
Когда речь заходит о торговле, все чаще упоминается такое понятие, как «ритейл». Однако, несмотря на широкое распространение, его значение и сфера применения известны далеко не всем. Устраним этот пробел и пополним запас бизнес-терминов иностранного происхождения.
Что такое ритейл?
В переводе с английского «ритейл» («retail») – это «розничная продажа», то есть реализация товара небольшими партиями или поштучно конечному потребителю. В широком смысле слова, ритейл является принципом организации торговой деятельности, работой с клиентом, который обращается за товаром.
Связанные термины – «ритейлер», то есть розничный продавец, и «ритейл-точка» – магазин или другой пункт продажи.
Одной из основных особенностей ритейла является то, что продукт, который покупается, предназначен для использования не с коммерческой целью, а с личной, бытовой или любой другой. Еще одна черта ритейла – соотношение между розничной и оптовой ценами продукта соответствует сумме торговой наценки. В зависимости от товарной категории она может составлять 25-200 процентов. Эта разница дает заработок розничным продавцам и становится источником ресурсов для распродаж. Чаще всего они представляют собой снижение торговой наценки, а никак не реализацию товара дешевле себестоимости.
Ритейл, как правило, предполагает объединение в одной торговой точке большого ассортимента товаров и сопутствующих услуг. Таким образом компания экономит на обслуживании каждого покупателя, продает большое количество товаров и становится более конкурентоспособной.
Технологии розничной продажи
Успех ритейлера обусловлен использованием разнообразных технологических приемов.
- Система самообслуживания.
- Размещение торговых точек по специально разработанным правилам.
- Автоматизация процессов учета товара, его закупок и хранения.
- Минимизация количества наемных работников.
- Использование маркетинговых разработок.
- Оборудование торговых залов специальными устройствами и аппаратами.
- Группирование товаров по определенным правилам.
- Оптимизация торговых площадей.
Формы ритейла
Продажи в розницу могут иметь различные проявления. В основе классификации видов ритейла такие характеристики, как подход к ценообразованию, идеология, тип товара, способ его реализации и размеры торговых точек.
Сетевой
В этом случае действует сеть торговых точек, которые объединяет общая концепция продаж. Как правило, все магазины имеют одинаковый формат, общую систему закупок и логистики. Владеет ими один хозяин, который проводит во всех магазинах единую товарную политику. Все это дает возможность сделать цены ниже, чем у несетевых конкурентов, благодаря снижению расходов. Дополнительные преимущества – постоянное наличие наиболее востребованных товаров и доступность. Владельцы магазинов получают большую прибыль благодаря оборотам. В крупных сетевых супермаркетах преимущественно делают периодические закупки в больших объемах, а ежедневные незначительные покупки совершаются в небольших торговых точках.
Онлайн
Ритейл такого типа предполагает использование для розничных продаж интернет-магазинов.
Продуктовый
Торговля в розницу продуктами питания – одна из наиболее стабильных форм ритейла при любых кризисных потрясениях на рынке. Устойчивость продуктовых розничных продаж обусловлена спецификой товарной группы. Продукты требуются всем, и спрос на них будет всегда. Ритейл в этой сфере представляет собой розничную продажу товаров ежедневного спроса в значительных объемах и ассортименте на больших площадях. В качестве примера можно привести продуктовый супермаркет.
Мобильный
Продуктом при такой форме ритейла являются услуги связи, которые предоставляются мобильными операторами.
Непродовольственный (non-food)
Речь идет о продаже товаров, не относящихся к пищевой продукции. Это может быть канцелярия, косметика, спортивный инвентарь и многое другое. Нередко в магазинах продуктов можно встретить и непродовольственные товары, которые включаются в ассортимент как «сопутствующие».
Стрит-ритейл
Это организация розничных продаж на оживленных улицах, как правило, в центральной части города. Товары могут реализовываться с торговых точек, расположенных под открытым небом. Кроме того, на первых этажах жилых домов, расположенных в таких районах, постепенно открываются магазины, составляющие конкуренцию супермаркетам, которые занимаются продуктовым ритейлом.
Розничная торговля на сегодня сравнима по своим масштабам с оптовой. Ритейлеры стремятся обслужить максимум клиентов с минимально возможными затратами. При этом используются современные технологические достижения, в том числе, терминалы оплаты, эквайринг, системы самообслуживания и вендинг. По прогнозам экспертов, объем услуг, предоставляемых ритейлом, будет расширяться и дальше.
См. также: